12 ноября 2013

Дом Андрея Александровича Титова в Ростове - есть ли памятник?

Я несколько раз себя проверяла. Я не верила себе. Я законопослушна - и готова верить государству, а не себе.
Вот ведь какая беда. В разделе "Охрана памятников истории и культуры" Департамента культуры Ярославской области я не могу найти одного из значительных зданий города Ростова.
Смешно сказать - я не вижу в списках памятников хоть федерального, хоть регионального значения Дома Титова.
Андрей Александрович Титов жил в Ростове в конце улицы Покровской. Ныне это - дом 56 на улице Ленинской. И вот этот-то дом, который в 1918 году значился памятником и имел от новой власти охранное свидетельство, поскольку и сам собой не деревянный сарай был, а красивое кирпичное здание первой половины 19 века, и наполнен был мебелью, утварью, содержал в себе библиотеку, - я и не нахожу. Дом, который Титов унаследовал от деда, сам отстраивал и содержал с любовью, дом с садом, - не вижу в списках.
Был он - Дом Титова и тогда, и ныне им остается.
Титов - один из основателей Ростовского музея, в доме своем принимал великих ученых, деятелей науки, искусства. А уж сильных мира сего в этом доме принимал еще дед Титова.
Андрею Александровичу с уважением потомков не повезло. Могилу его в Яковлевском монастыре потеряли (позднее как-то по фотографии определились с местом почитания, а уж попали или нет на место - бог весть).
Мемориальной доски на доме как не было, так и нет.
Я немножко писала о Титове - здесь.
Андрей Александрович памятник себе поставил сам. Этот памятник - Ростовский музей, только что отметивший 130 лет с момента основания. Этот памятник - Ростовский кремль, восстановленный трудами Титова из руин. Этот памятник - фонд Титова в Российской Национальной библиотеке (процитирую характеристику: "Собрание Титова было самым большим частным рукописным собранием в Российской империи (ок. 5 000 рукописей).")
В общем, не зря человек на земле жил, потрудился, славную память о себе оставил. 
Город Ростов почтить его память хотя б мемориальной доской все никак не соберется. 
И в списке ростовских памятников я этот дом, для постановки на охрану предлагавшийся, притом - именно как Дом Титова, не нахожу. 
Может, я невнимательна - и просто пропускаю его все время?
Не нашла я этот дом и в приказах департамента культуры, устанавливающих границы охранных зон памятников.
Вот приказы, в которых перечисляются здания на ул. Ленинской Ростова, стоящие на охране:
Приказ департамента культуры №16 от 11_03_2013
Приказ департамента культуры № 14  от 01_03_2013
Приказ ДК № 56 от 28_12_2012
В первом из них есть дома 57 и 54, но дома 56 - не нахожу. 
А вот иконография вопроса. Можно понять, в каком состоянии здание, оставленное сельхозтехникумом и заселенное отделом культуры Ростовского муниципального района.


Эти три снимка - общий вид и детали Дома Титова.
А далее - снимки, показывающие здание, в приказе № 16 названное "Дом городской 19 века" - Ленинская, 54.



В приложении даны Границы территории выявленного объекта "Дом городской, XIX в." - следующим образом:
Слева как раз и находится Дом Титова, сведений о состоянии его на учете в качестве памятника я нигде и не нашла. А деревянный дом 54 на охране стоит. 
Молюсь, чтоб это я оказалась невнимательной - и Дом Титова где-то все же нашелся бы, оказался объектом историко-культурного наследия. Не может же комитет историко-культурного наследия не заметить этот дом!
И не может в Ростове повториться тутаевская история - вроде вот этой.

Дополняю. В только что опубликованной в ИКРЗ 2012 статье А.Г. Мельника читаем:
"В 1836 г. братья Ф.Т. Смолин, И.Т. Смолин и А.Т. Смолин подрядились построить в Ростове в 1836-1837 гг. двухэтажный дом для купца Всеволода Андреева сына Мальгина у перекрестка улиц Покровской и Рождественской по плану и фасаду, утвержденным губернским архитектором П.Я. Паньковым... В будущем этот дом принадлежал А.А. Титову..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий